Работа прокуратуры города Новороссийска по рассмотрению и разрешению жалоб и заявлений граждан

Работа прокуратуры города Новороссийска по рассмотрению и разрешению жалоб и заявлений граждан, обращений депутатов, органов законодательной и исполнительной власти в 1 полугодии 2014 г. была направлена на решение задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка.

Проведенный анализ статистических данных показал, что по сравнению с 1 полугодием 2013 года незначительно увеличилось общее количество поступивших в прокуратуру города обращений (на 52 или 1,4%), тогда как в сравнении с АППГ 2012, 2011 и 2010 количество поступивших обращений увеличилось значительно.

Так, если в 1 первом полугодии 2013 год поступило 3655, то в 1 полугодии 2014 года поступило 3707 обращений, из них 296 обращений на действия и решения органов местного самоуправления и их должностных лиц. 

Общее количество рассмотренных в анализируемом периоде обращений по сравнению с АППГ увеличилось на 213 обращений.

Так, в 1 полугодии 2014 года всего рассмотрено 3774 обращения, из них 296 на действия и решения органов местного самоуправления и их должностных лиц, что на 6 % в 1 полугодии 2013 года ( всего рассмотрено 3561 обращение). Из общего количества поступивших в 1 полугодии 2013  года 17 обращений являются дубликатами (АППГ 17).

На 60 обращений или на 2,8 % уменьшилось количество обращений разрешенных непосредственно сотрудниками прокуратуры города в сравнении АППГ. Так,  в первом полугодии 2013 года разрешено 2119, тогда как в 1 полугодии 2014 года всего разрешено  2059 обращений, из них разрешено 178 обращений на действия и решения органов местного самоуправления и их должностных лиц. При этом  уменьшилось соотношение рассмотренных обращений к общему количеству поступивших. Так, в анализируемом периоде было разрешено 2059 обращений из 3707 поступивших в прокуратуру города  и составляет 55,5% от общего числа поступивших, тогда как в 1 полугодии 2013 года всего разрешено 2119 обращений из 3655 поступивших или 58%. Процентное соотношение количества разрешенных обращений от поступивших существенно изменилось в связи с тем, что значительно увеличилось количество поступивших обращений, рассмотрение которых отнесено к компетенции иных государственных органов и должностных лиц,  осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Указанные обращения в соответствии с требованиями ч.2 ст.26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» были направлены в соответствующие  органы по принадлежности.

Так, в 1 полугодии 2014 года в другие ведомства для рассмотрения направлено 1650 обращений, из них 118 обращений на действия и решения органов местного самоуправления и их должностных лиц, что составляет 44,5 % от общего числа поступивших в анализируемом периоде, в то время как  в 1 полугодии 2013 года в другие ведомства для рассмотрения направлено  1411 обращений, что составляет 39% от общего количества поступивших обращений в анализируемом периоде. Из общего количества направленных обращений – 49 направлено в органы прокуратуры (АППГ 71).

Таким образом, процентное соотношение обращений, направленных на рассмотрение в другие ведомства к общему количеству поступивших обращений возросло по сравнению с 1 полугодием 2013. При направлении обращений с контролем осуществляется прокурорский надзор за соблюдением указанными органами требований законодательства о порядке рассмотрения обращений.

В соответствии с Инструкцией по составлению статистического отчета «О работе прокурора по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений «по форме ОЖ», утвержденной приказом Генерального прокурора, в указанное количество разрешенных прокуратурой города обращений не включены заявления о совершенном или готовящемся преступлении, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном УПК РФ и учитываются в отчете по форме 2-Е, а также официальные обращения в прокуратуру учреждений, предприятий, должностных лиц, не связанные с нарушениями законов или ущемлением прав, свобод и законных интересов граждан.

По всем рассматриваемым в прокуратуре города жалобам, заявлениям, ходатайствам граждан и организаций о нарушениях законности оперативными сотрудниками тщательно и объективно проводятся проверки, принимаются эффективные меры прокурорского реагирования, направленные на восстановление нарушенных прав граждан и организаций.

Большинство из рассмотренных жалоб, заявлений носит объемный характер, в обращениях указывается множество доводов, которые необходимо проверять в ходе проводимых мероприятий. В связи с этим, по всем рассмотренным в прокуратуре города обращениям истребовались необходимые документы, проводились проверки, получались объяснения должностных и иных лиц, действия которых обжаловались.

В анализируемом периоде обращения граждан и организаций рассматривались всеми сотрудниками прокуратуры города в соответствии с закрепленными за ними предметами надзора.

Исходя из количества разрешенных жалоб и заявлений граждан, необходимо отметить, что в 1 полугодии 2014 года по сравнению с АППГ незначительно увеличилось  количество удовлетворенных обращений: если  в 1 полугодии 2013 года удовлетворено 296 обращений из 2119 разрешенных или 14%, то в 1 полугодии 2014 года удовлетворено 305 обращений из 2059 разрешенных или 15%, из них 44 удовлетворено обращений на действия и решения органов местного самоуправления и их должностных лиц. Таким образом, удовлетворяемость обращений граждан по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась всего на  9 обращений или 3,04 %, что свидетельствует о возросшем количестве обращений, требующих проведения проверок и принятия актов прокурорского реагирования с целью устранения при выявлении нарушений действующего законодательства.

Вместе с тем, указанные выше показатели свидетельствуют об отсутствии формализма и качественном подходе сотрудников прокуратуры к рассмотрению и разрешению каждого поступающего обращения. По всем обращениям, где отсутствуют основания для принятия мер прокурорского реагирования, заявителям разъясняется действующее законодательство, а также иные возможности защиты и восстановления нарушенных прав, даются подробные и мотивированные ответы.

По всем удовлетворенным жалобам сотрудниками прокуратуры г.Новороссийска применяются различные меры прокурорского реагирования с целью устранения нарушений федерального законодательства и восстановления нарушенных прав и интересов граждан.

Так, по результатам рассмотрения обращений граждан в 1 полугодии 2014 года прокуратурой города внесено 97 представлений (АППГ 88), принесено 10 протеста (АППГ 10), направлено в суд 171 исковых заявления (АППГ 232), предостережено 6 лиц по обращениям (АППГ – 7).

Также в анализируемом периоде значительно уменьшилось количество отклоненных обращений по сравнению с АППГ. Так из общего количества разрешенных в анализируемом периоде  429 обращений отклонено. Увеличилось количество обращений, по которым даны ответы разъяснительного характера по сравнению с прошлым периодом. Из общего количества разрешенных обращений в 1 первом полугодии 2014 года по 1189 обращениям даны ответы разъяснительного характера,  в 1 полугодии 2013 года – 1115. При этом количество обоснованных и удовлетворенных обращений в 1 полугодии 2014 года увеличилось в сравнении с прошлыми годами: в 1 полугодии 2014 – 305 обращений, в 1 полугодии 2013 года – 296 обращений. Таким образом, в 1 полугодии 2014 года по сравнению с 1 полугодием 2013 года следует отметить увеличение удовлетворенных обращений на 9 и увеличение количества разъясненных (на 74 обращений) и незначительное снижение количества отклоненных (на 9 обращений).

Проведенный анализ свидетельствует о том, что в 1 полугодии 2014 года, как и в прошлые периоды, наибольшее количество жалоб и заявлений рассмотрено в прокуратуре города по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов (1176 обращений, что на 102 обращения больше, чем в АППГ) и по вопросам следствия и дознания 793 обращений, что на  111 меньше, чем в АППГ), из них большая часть на действия органов дознания МВД (430 обращений, что на 49 обращения меньше АППГ).

В анализируемом периоде количество разрешенных обращений по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, в том числе, на действия и решения органов местного самоуправления и их должностных лиц, увеличилось в сравнении с АППГ.

Так, в 1 полугодии 2014 года разрешено 1176 обращений данной категории, из них 178 разрешено в части неправомерных действий и решений  органов местного самоуправления и их должностных лиц, в 1 полугодии 2013 года разрешено 1074 обращения в указанной сфере, что на 102 обращения больше чем в АППГ, и составляет 57,1 % от общего количества разрешенных и 31,7%  от общего количества поступивших.

Однако, при общем увеличении количества удовлетворенных обращений в сравнении с АППГ, отмечается уменьшение обоснованных обращений по данному направлению. Так, из общего числа разрешенных обращений в данной сфере, в 1 полугодии 2014 года удовлетворено 201 обращение или  17,09%, из них  что на 8 обращений меньше чем в АППГ, в 1 полугодии 2013 года удовлетворено 209 обращений или 19,5 % из общего числа разрешенных в данной сфере. Таким образом, при увеличении разрешенных в 1 полугодии 2014 г. обращений указанной категории процент их удовлетворяемости в анализируемом периоде по сравнению с аналогичным периодом снизился.

Проведенный анализ свидетельствует об увеличении количества обращений за разъяснениями федерального законодательства, как и в прошлые периоды, увеличением количества обращений, разрешение которых отнесено к компетенции иных органов, а также постоянно проводимой прокуратурой города разъяснительной работой в средства массовой информации, на предприятиях и перед трудовыми коллективами города, на личном приеме.

      Большинство из рассмотренных жалоб, заявлений носит объемный характер, в обращениях указывается множество доводов, которые необходимо проверять в ходе проводимых мероприятий. В связи с этим по всем рассмотренным в прокуратуре г.Новороссийска обращениям истребовались необходимые документы, проводились проверки, получались объяснения должностных и иных лиц, действия которых обжаловались.