Кому «на Руси» взыскивать задолженность за жилищно – коммунальные услуги.

Минстрой РФ, в своем письме от 14.10.2020 №41140-ОЛ/04, разъяснил ч. 18 ст. 155 ЖК РФ про уступку требования просроченной задолженности и высказался о том, могут ли ресурсоснабжающие организации привлекать по агентским договорам других лиц для взыскания задолженности за коммунальные услуги.

Больше года назад в ЖК РФ появилась норма о запрете уступать третьим лицам, включая банки и коллекторов, право (требование) по возврату просроченной задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Управляющая организация, товарищество, кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с ТКО могут уступить такое право только вновь выбранной управляющей компании, вновь созданному товариществу, новой ресурсоснабжающей организации или новому региональному оператору (ч. 18 ст. 155 ЖК РФ).

Минстрой РФ указал, что эта норма направлена на социальную защиту прав граждан, так как «уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно – коммунальных услг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потреблённые ресурсы надлежащему кредитору».

В письме разъяснено отличие уступки права (требования) и агентского договора.

Так, уступка права (требования) сопровождается правопреемством, то есть право полностью переходит к новому кредитору, а первоначальный кредитор при этом лишается всех прав на переданные обязательства, выбывая из правоотношений.

Агентский же договор не предполагает никакого правопреемства. По такому договору агент в интересах другой стороны совершает порученные ему юридические и другие действия, «ответственность за действия, направленные на истребование задолженности при этом несёт профессиональный участник рынка жилищно-коммунальных услуг».

То есть, это две разные вещи, первая из которых, в силу ч. 18 ст. 155 ЖК РФ, ограничена жилищным законодательством, а вторая таких ограничений не содержит.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация может привлекать третьих лиц для взыскания задолженности за коммунальные услуги, вправе заключать агентские договоры для сбора денег, при этом, не выбывая из жилищных правоотношений с потребителями. Такие договоры она может заключать с кем угодно, так как здесь тоже нет каких-либо ограничений.