На контроле прокуратуры

Прокуратурой города на системной основе проводится  анализ состояния кредиторской задолженности государственных учреждений, администрации МО г.Новороссийск и ее структурных подразделений  по оплате  поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг в рамках государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров,  в том числе по исполнительным листам. 

На территории МО г.Новороссийск зарегистрировано 229 муниципальных заказчиков, а также 12 юридических лиц с муниципальным участием. Кроме того, установлено  25 государственных  заказчиков  (государственные казенные и бюджетные  учреждения здравоохранения, образования,  социальной защиты населения).   

По результатам анализа установлено, что по состоянию на 01.01.2016 кредиторская задолженность по муниципальным контрактам  составляет  432 825 тыс. руб. перед 206 хозяйствующими субъектами, в том числе задолженность по исполнительным листам  -  140 002  тыс. рублей перед  60 организациями и предпринимателями (согласно приложению).    

 В течение 2013-2014 гг.  наблюдался  значительный рост заключенных   муниципальных контрактов, однако к концу  2015 года   их количество сократилось  почти в два раза (с 8325 до 4676), при этом значительно уменьшилась и общая стоимость  заключенных контрактов (с 1 641 809,2 тыс. руб. до  527 872,4 тыс.  руб.), что объясняется  недопоступлением доходов в городской бюджет.   

 По состоянию на 01.01.2013 имелась кредиторская задолженность по оплате муниципальных контрактов в размере 362 354  тыс. руб., на 01.01.2014 – в размере 467 642 тыс. рублей (или на 29% больше 2013 года),  на 01.01.2015 – 458 914 тыс.  рублей (или на 1,8% меньше 2014 года и на 26,6% больше 2013 года).  

Анализ состояния кредиторской задолженности показал ее значительный рост  в 2013 году  и ее  снижение в 2015 году  по сравнению с АППГ.  

Так, в результате  принятия мер прокурорского реагирования по состоянию на 01.01.2016 кредиторская задолженность только за ноябрь-декабрь 2015 снизилась на 9,5% и составила 432 825 тыс. руб., а в январе 2016 еще снизилась на  0,8% и на 20.01.2016 составила 428 879 тыс. руб.

В том числе в период ноября-декабря 2015 произошло снижение кредиторской задолженности по исполнительным листам на 13% с 161 481 тыс. руб.   на 01.11.2015 до  140 002  тыс. рублей на 20.01.2016.   

При этом количество хозяйствующих субъектов, перед которыми   образовалась задолженность, в течение 2015 года также  сократилось более чем в два раза (с 462 до 206).  

Общий размер погашенной кредиторской задолженности к концу  2015 года имеет наибольший показатель за последние 3 года и  составляет 636 868 тыс. руб.  (в 2013 - 290 529  тыс. рублей, в 2014 - 294 730  тыс. рублей).

Из них только в период ноября-декабря 2015 погашено  44 437 тыс. руб., а в январе 2016  погашено  3 946 тыс. руб. В том числе  в результате принятия мер прокурорского реагирования в 2015 году произведено погашение  задолженности перед 37 хозяйствующими  субъектами в общем размере 37 476, 2 тыс. руб.

Неисполнение муниципальными заказчиками принятых обязательств явилось основанием для взыскания за счет городского бюджета неустоек, пени и штрафов в 2015 году в общем размере 7,7 млн. руб. Задолженность  по уплате судебных расходов  на 20.01.2016  составляет  1 211 тыс.  руб. Указанная задолженность возникла   на основании решений суда о взыскании суммы долга по муниципальным контрактам  со следующих заказчиков:

  1. 1)МКУ «Управление строительства»  -254,75 рублей;
  2. 2)МБУ «Спецавтохозяйство администрации города» -788,98 руб.;
  3. 3)МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» -140,31 руб.;
  4. 4)администрация муниципального образования город Новороссийск – 42 788 рублей;
  5. 5)управление культуры  -  20 720,98 рублей.

Основными должниками по оплате кредиторской задолженности по муниципальным контрактам, возникшей за период 2014-2015 г.г.,   являются МКУ «Управление строительства»  (201 256 тыс. руб.), МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города»  (151 524 тыс. руб.). 

Прокуратурой города  подготавливаются исковые заявления   о взыскании задолженности с руководителей заказчиков, допустивших образование задолженности по судебным расходам.  В адрес главы МО г.Новороссийск внесено представление об устранении нарушений  бюджетного законодательства.    

Возникновение кредиторской  задолженности в том числе обусловлено принятием органами местного самоуправления финансовых обязательств по муниципальным контрактам при условии фактического отсутствия на счетах бюджета денежных средств, достаточных для их своевременного и полного исполнения.

Прокуратурой города в декабре 2015 выявлен факт  заключения  муниципального контракта начальником МКУ «Управление гидротехнических сооружений и систем ливнеотведения» МО г.Новороссийск стоимостью 506 тыс. руб. в отсутствие   доведенных лимитов бюджетных обязательств. По данному факту в отношении данного должностного лица возбуждено дело об  административном правонарушении  по ст.15.15.10 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого назначен штраф в размере 20 тысяч рублей. Кроме того, в адрес главы МО г.Новороссийска внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.   

Проведенный анализ  фактически поступивших доходов показывает, что   в 2015 году потери городского бюджета по собственным доходам  по объективным причинам составили 359 млн. рублей, в том числе:

- по налогу на прибыль: возвращено из городского бюджета на расчетные счета плательщиков - 34,9 млн. рублей; снижение поступлений из-за колебаний курса доллара - 35,6 млн. рублей;

- по НДФЛ: в связи с сокращением численности работающих, сокращением объемов производства - 40,4 млн. рублей по 20 налогоплательщикам;    возвращено налоговых вычетов в сумме 26,5 млн. рублей;

- по земельному налогу: возвращено на счет налогоплательщика из-за переплаты - 10,5 млн. рублей;  в связи с  оспариванием  кадастровой стоимости земельных участков - 196 млн. рублей;

- по арендной плате за землю: из-за расторжения договоров 8,4 млн. рублей; из-за оспаривания кадастровой стоимости земельных участков - 6,7 млн. рублей.

Всего недопоступление собственных  доходов  от планируемых объемов   в 2015 году составило 162 млн. рублей, в 2014 году -  367 млн. руб., в 2013 году - 364 млн. руб., что повлекло собой недофинансирование в полном объеме и образование кредиторской задолженности по муниципальным контрактам.

  Проведенные проверки показали, что лимиты бюджетных обязательств на момент заключения муниципальных контрактов были предусмотрены в соответствующих размерах бюджетом города, однако  в  связи с состоянием бюджета в течение 2013-2015 г.г. в него неоднократно вносились изменения в сторону сокращения фактически  выделяемых денежных средств на отдельные программные мероприятия.

 Прокурором города осуществляется непосредственное участие в заседаниях городской  Думы МО г.Новороссийск, в том числе  при решении вопросов о формировании и утверждении бюджета  на очередной финансовый год, по инициативе прокурора в него вносятся соответствующие корректировки.   

Так, при принятии бюджета на 2016 год  запланировано выделение денежных средств на погашение кредиторской задолженности по муниципальным контрактам в размере  369 млн.  рублей. 

Погасить кредиторскую задолженность единовременно  в полном объеме не представляется возможным в связи с финансированием первоочередных расходов: заработная плата, питание, налоги, коммунальные услуги, текущее содержание, а также  обремененностью публично-правового образования бюджетными обязательствами (утвержденным бюджетом, и оплата ранее заключенных муниципальных контрактов по исполнительным листам). 

В связи с необходимостью оплаты социально-важных объектов (строительство детского сада в ст. Раевской, водоснабжение и водоотведения МО), и социально-защищенных статей расходов (заработная плата, оплата налогов т.д), движение по лицевым счетам основных  должников МКУ «Управление строительства», МКУ «УЖКХ город» фактически не приостанавливалось.

С целью погашения кредиторской задолженности  с кредиторами ведется работа по реструктуризации долга. Составляются графики погашения по муниципальным контрактам (составлено более 90 графиков, по которым  погашение вносится в ежемесячный кассовый план  структурных подразделений  администрации), всего по графикам погашено 268 млн. рублей.

Администрация города ведется работа с подрядными организациями по снятию суммы неустойки с кредиторской задолженности, так в 2015 году по соглашениям с руководителями организации произведено снятие неустойки с кредиторской задолженности в размере 4 154  млн. рублей.

В связи с ростом кредиторской задолженности по муниципальным контрактам прокуратурой города усилен надзор за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе. На системной основе проводится анализ финансирования муниципальных программ,  а также отдельных мероприятий программ, по результатам проведенных проверок,в том числе с привлечением органов муниципального финансового контроля, неоднократно  выявлялись  факты нарушения ст.72,  ч. 2 ст. 73, ст. 161  Бюджетного кодекса РФ путем размещения муниципального заказа и заключения контрактов в отсутствии достаточных лимитов бюджетных обязательств, что способствовало наращиванию кредиторской задолженности.

Прокуратурой города  неоднократно  на протяжении последних двух лет принимались меры прокурорского реагирования в отношении  должностных лиц администрации МО г.Новороссийск, в том числе  по неисполнению  обязательств по оплате  кредиторской задолженности по муниципальным контрактам и исполнительным листам. Так, в адрес главы МО г.Новороссийск в 2014 году внесено 3 представления об устранении бюджетного законодательства, в 2015 году - 6 представлений (с августа 2015 – 3 представления), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 8 должностных лиц, в 2016  - 1 представление, по результатам рассмотрения которого принято решением о привлечении к дисциплинарной ответственности привлечено 4 должностных лиц.    

По  результатам проводимого на постоянной основе мониторинга сайта закупок в 2015 году прокуратурой города удалось предотвратить неэффективное расходование бюджетных средств на общую сумму 9 920 тыс. руб.

Прокуратурой города создана межведомственная рабочая группа по организации  совместной деятельности по  погашению и недопущению роста кредиторской задолженности  по исполненным муниципальным контрактам и договорам, в состав которой включены представители финансового управления,  управления муниципального заказа, правового управления, управления  экономического развития, отдела финансового контроля администрации  МО г.Новороссийск, представители заказчиков,  допустивших наибольшую кредиторскую задолженность,   ИФНС по г.Новороссийску  и НГО ФССП по Краснодарскому краю.   Заседания рабочей группы проводятся  ежемесячно. Кроме того, обеспечено  еженедельное поступление в прокуратуру города  информации о состоянии и динамике кредиторской задолженности по муниципальным контрактам и договорам, а также о  результатах проводимого анализа причин ее возникновения  и мероприятиях, принимаемых к сокращению ее размера. 

В настоящее время проведено 2 заседания рабочей группы, по результатам которых администрацией МО г.Новороссийск приняты постановления № 100 от 18.01.2016 «Об утверждении Плана мероприятий по оптимизации бюджетных расходов на 2016 год» и  № 1088 от 11.02.2016 «О мониторинге кредиторской задолженности, в том числе по исполнительным листам», основными целями которых являются недопущение возникновения      просроченной задолженности муниципальных учреждений, создание  условий для оперативного снижения  и ликвидации просроченной кредиторской задолженности в случае ее возникновения, повышение финансовой устойчивости городского бюджета за счет снижения рисков возникновения задолженности у учреждений, повышение платежеспособности и кредитного рейтинга городского бюджета, усиление контроля за использованием бюджетных средств.

Проверкой также выявлено по состоянию на 01.02.2016 наличие просроченной кредиторской задолженности по государственным контрактам на общую сумму 1347,202 тыс. руб. в следующих государственных учреждениях:

  1. 1)ГБОУ СПО КК «Новороссийский музыкальный колледж им.Д.Д.Шостаковича – в размере 900, 202 тыс. руб., в том числе:

- перед ЧОУ ДПО «Учебный центр «ПРОФИ» за курсы повышения квалификации в размере 279 999,6 руб. по контракту от 10.07.2015, акт от 19.10.2015;

- перед ООО «КубаньСпецСтрой» - в размере 620 203 руб. за капитальный ремонт центральной системы отопления в здании (по договору от 08.10.2015, срок оплаты – с 09.11.2015;  

  1. 2)ГБУЗ «Детский центр медицинской реабилитации № 2» Министерства здравоохранения Краснодарского края – в размере 100 тыс. руб. перед ООО «МирСКБ» (по контракту №03182000843150000415-0349307-01 от 02.12.2015), погашена в феврале 2016; в размере 1000 рублей – перед ЧОУ ДПО «ЮЦПК» (по договору №405 от 01.12.2016 на оказание платных образовательных услуг);  
  2. 3)ГБУ СО КК «Новороссийский комплексный центр социального обслуживания населения»  - в размере  26 тыс. руб. перед ООО «Информационные системы и аутсорсинг» (по договору  от 01.10.2015 на организацию дистанционного обучения сотрудников заказчика, срок оказания услуг – 28.10.2015);
  3. 4)ГКУ СО КК «Новороссийский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» - в размере175,02  руб., которая 15.02.2016 погашена  в полном объеме;
  4. 5)ГКУ СО КК «Новороссийский социальный приют для детей и подростков «Надежда» - в размере 5800 руб., которая на 15.02.2016 погашена в полном объеме.

Общий размер погашенной в 2016 кредиторской задолженности  по государственным учреждениям  составляет  2 182 тыс. руб., в 2015 – 3 852 тыс. руб.

Проверкой установлено, что причинами образования  задолженности явилось отсутствие своевременного финансирования из средств федерального бюджета.  

Прокуратурой города в адрес 3-х учреждений, в которых задолженность не погашена в полном объеме,  внесены представления.

 Работа по  своевременному погашению  задолженности по  оплате муниципальных и государственных контрактов стоит  на особом контроле прокуратуры города.

Автор старший помощник прокурора г.Новороссийска Половникова И.П.