На контроле прокуратуры
Автор: старший помощник прокурора г.Новороссийска Половникова И.П. 03.03.2016 15:51
Прокуратурой города на системной основе проводится анализ состояния кредиторской задолженности государственных учреждений, администрации МО г.Новороссийск и ее структурных подразделений по оплате поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг в рамках государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров, в том числе по исполнительным листам.
На территории МО г.Новороссийск зарегистрировано 229 муниципальных заказчиков, а также 12 юридических лиц с муниципальным участием. Кроме того, установлено 25 государственных заказчиков (государственные казенные и бюджетные учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения).
По результатам анализа установлено, что по состоянию на 01.01.2016 кредиторская задолженность по муниципальным контрактам составляет 432 825 тыс. руб. перед 206 хозяйствующими субъектами, в том числе задолженность по исполнительным листам - 140 002 тыс. рублей перед 60 организациями и предпринимателями (согласно приложению).
В течение 2013-2014 гг. наблюдался значительный рост заключенных муниципальных контрактов, однако к концу 2015 года их количество сократилось почти в два раза (с 8325 до 4676), при этом значительно уменьшилась и общая стоимость заключенных контрактов (с 1 641 809,2 тыс. руб. до 527 872,4 тыс. руб.), что объясняется недопоступлением доходов в городской бюджет.
По состоянию на 01.01.2013 имелась кредиторская задолженность по оплате муниципальных контрактов в размере 362 354 тыс. руб., на 01.01.2014 – в размере 467 642 тыс. рублей (или на 29% больше 2013 года), на 01.01.2015 – 458 914 тыс. рублей (или на 1,8% меньше 2014 года и на 26,6% больше 2013 года).
Анализ состояния кредиторской задолженности показал ее значительный рост в 2013 году и ее снижение в 2015 году по сравнению с АППГ.
Так, в результате принятия мер прокурорского реагирования по состоянию на 01.01.2016 кредиторская задолженность только за ноябрь-декабрь 2015 снизилась на 9,5% и составила 432 825 тыс. руб., а в январе 2016 еще снизилась на 0,8% и на 20.01.2016 составила 428 879 тыс. руб.
В том числе в период ноября-декабря 2015 произошло снижение кредиторской задолженности по исполнительным листам на 13% с 161 481 тыс. руб. на 01.11.2015 до 140 002 тыс. рублей на 20.01.2016.
При этом количество хозяйствующих субъектов, перед которыми образовалась задолженность, в течение 2015 года также сократилось более чем в два раза (с 462 до 206).
Общий размер погашенной кредиторской задолженности к концу 2015 года имеет наибольший показатель за последние 3 года и составляет 636 868 тыс. руб. (в 2013 - 290 529 тыс. рублей, в 2014 - 294 730 тыс. рублей).
Из них только в период ноября-декабря 2015 погашено 44 437 тыс. руб., а в январе 2016 погашено 3 946 тыс. руб. В том числе в результате принятия мер прокурорского реагирования в 2015 году произведено погашение задолженности перед 37 хозяйствующими субъектами в общем размере 37 476, 2 тыс. руб.
Неисполнение муниципальными заказчиками принятых обязательств явилось основанием для взыскания за счет городского бюджета неустоек, пени и штрафов в 2015 году в общем размере 7,7 млн. руб. Задолженность по уплате судебных расходов на 20.01.2016 составляет 1 211 тыс. руб. Указанная задолженность возникла на основании решений суда о взыскании суммы долга по муниципальным контрактам со следующих заказчиков:
- 1)МКУ «Управление строительства» -254,75 рублей;
- 2)МБУ «Спецавтохозяйство администрации города» -788,98 руб.;
- 3)МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» -140,31 руб.;
- 4)администрация муниципального образования город Новороссийск – 42 788 рублей;
- 5)управление культуры - 20 720,98 рублей.
Основными должниками по оплате кредиторской задолженности по муниципальным контрактам, возникшей за период 2014-2015 г.г., являются МКУ «Управление строительства» (201 256 тыс. руб.), МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города» (151 524 тыс. руб.).
Прокуратурой города подготавливаются исковые заявления о взыскании задолженности с руководителей заказчиков, допустивших образование задолженности по судебным расходам. В адрес главы МО г.Новороссийск внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства.
Возникновение кредиторской задолженности в том числе обусловлено принятием органами местного самоуправления финансовых обязательств по муниципальным контрактам при условии фактического отсутствия на счетах бюджета денежных средств, достаточных для их своевременного и полного исполнения.
Прокуратурой города в декабре 2015 выявлен факт заключения муниципального контракта начальником МКУ «Управление гидротехнических сооружений и систем ливнеотведения» МО г.Новороссийск стоимостью 506 тыс. руб. в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств. По данному факту в отношении данного должностного лица возбуждено дело об административном правонарушении по ст.15.15.10 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого назначен штраф в размере 20 тысяч рублей. Кроме того, в адрес главы МО г.Новороссийска внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Проведенный анализ фактически поступивших доходов показывает, что в 2015 году потери городского бюджета по собственным доходам по объективным причинам составили 359 млн. рублей, в том числе:
- по налогу на прибыль: возвращено из городского бюджета на расчетные счета плательщиков - 34,9 млн. рублей; снижение поступлений из-за колебаний курса доллара - 35,6 млн. рублей;
- по НДФЛ: в связи с сокращением численности работающих, сокращением объемов производства - 40,4 млн. рублей по 20 налогоплательщикам; возвращено налоговых вычетов в сумме 26,5 млн. рублей;
- по земельному налогу: возвращено на счет налогоплательщика из-за переплаты - 10,5 млн. рублей; в связи с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков - 196 млн. рублей;
- по арендной плате за землю: из-за расторжения договоров 8,4 млн. рублей; из-за оспаривания кадастровой стоимости земельных участков - 6,7 млн. рублей.
Всего недопоступление собственных доходов от планируемых объемов в 2015 году составило 162 млн. рублей, в 2014 году - 367 млн. руб., в 2013 году - 364 млн. руб., что повлекло собой недофинансирование в полном объеме и образование кредиторской задолженности по муниципальным контрактам.
Проведенные проверки показали, что лимиты бюджетных обязательств на момент заключения муниципальных контрактов были предусмотрены в соответствующих размерах бюджетом города, однако в связи с состоянием бюджета в течение 2013-2015 г.г. в него неоднократно вносились изменения в сторону сокращения фактически выделяемых денежных средств на отдельные программные мероприятия.
Прокурором города осуществляется непосредственное участие в заседаниях городской Думы МО г.Новороссийск, в том числе при решении вопросов о формировании и утверждении бюджета на очередной финансовый год, по инициативе прокурора в него вносятся соответствующие корректировки.
Так, при принятии бюджета на 2016 год запланировано выделение денежных средств на погашение кредиторской задолженности по муниципальным контрактам в размере 369 млн. рублей.
Погасить кредиторскую задолженность единовременно в полном объеме не представляется возможным в связи с финансированием первоочередных расходов: заработная плата, питание, налоги, коммунальные услуги, текущее содержание, а также обремененностью публично-правового образования бюджетными обязательствами (утвержденным бюджетом, и оплата ранее заключенных муниципальных контрактов по исполнительным листам).
В связи с необходимостью оплаты социально-важных объектов (строительство детского сада в ст. Раевской, водоснабжение и водоотведения МО), и социально-защищенных статей расходов (заработная плата, оплата налогов т.д), движение по лицевым счетам основных должников МКУ «Управление строительства», МКУ «УЖКХ город» фактически не приостанавливалось.
С целью погашения кредиторской задолженности с кредиторами ведется работа по реструктуризации долга. Составляются графики погашения по муниципальным контрактам (составлено более 90 графиков, по которым погашение вносится в ежемесячный кассовый план структурных подразделений администрации), всего по графикам погашено 268 млн. рублей.
Администрация города ведется работа с подрядными организациями по снятию суммы неустойки с кредиторской задолженности, так в 2015 году по соглашениям с руководителями организации произведено снятие неустойки с кредиторской задолженности в размере 4 154 млн. рублей.
В связи с ростом кредиторской задолженности по муниципальным контрактам прокуратурой города усилен надзор за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе. На системной основе проводится анализ финансирования муниципальных программ, а также отдельных мероприятий программ, по результатам проведенных проверок,в том числе с привлечением органов муниципального финансового контроля, неоднократно выявлялись факты нарушения ст.72, ч. 2 ст. 73, ст. 161 Бюджетного кодекса РФ путем размещения муниципального заказа и заключения контрактов в отсутствии достаточных лимитов бюджетных обязательств, что способствовало наращиванию кредиторской задолженности.
Прокуратурой города неоднократно на протяжении последних двух лет принимались меры прокурорского реагирования в отношении должностных лиц администрации МО г.Новороссийск, в том числе по неисполнению обязательств по оплате кредиторской задолженности по муниципальным контрактам и исполнительным листам. Так, в адрес главы МО г.Новороссийск в 2014 году внесено 3 представления об устранении бюджетного законодательства, в 2015 году - 6 представлений (с августа 2015 – 3 представления), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 8 должностных лиц, в 2016 - 1 представление, по результатам рассмотрения которого принято решением о привлечении к дисциплинарной ответственности привлечено 4 должностных лиц.
По результатам проводимого на постоянной основе мониторинга сайта закупок в 2015 году прокуратурой города удалось предотвратить неэффективное расходование бюджетных средств на общую сумму 9 920 тыс. руб.
Прокуратурой города создана межведомственная рабочая группа по организации совместной деятельности по погашению и недопущению роста кредиторской задолженности по исполненным муниципальным контрактам и договорам, в состав которой включены представители финансового управления, управления муниципального заказа, правового управления, управления экономического развития, отдела финансового контроля администрации МО г.Новороссийск, представители заказчиков, допустивших наибольшую кредиторскую задолженность, ИФНС по г.Новороссийску и НГО ФССП по Краснодарскому краю. Заседания рабочей группы проводятся ежемесячно. Кроме того, обеспечено еженедельное поступление в прокуратуру города информации о состоянии и динамике кредиторской задолженности по муниципальным контрактам и договорам, а также о результатах проводимого анализа причин ее возникновения и мероприятиях, принимаемых к сокращению ее размера.
В настоящее время проведено 2 заседания рабочей группы, по результатам которых администрацией МО г.Новороссийск приняты постановления № 100 от 18.01.2016 «Об утверждении Плана мероприятий по оптимизации бюджетных расходов на 2016 год» и № 1088 от 11.02.2016 «О мониторинге кредиторской задолженности, в том числе по исполнительным листам», основными целями которых являются недопущение возникновения просроченной задолженности муниципальных учреждений, создание условий для оперативного снижения и ликвидации просроченной кредиторской задолженности в случае ее возникновения, повышение финансовой устойчивости городского бюджета за счет снижения рисков возникновения задолженности у учреждений, повышение платежеспособности и кредитного рейтинга городского бюджета, усиление контроля за использованием бюджетных средств.
Проверкой также выявлено по состоянию на 01.02.2016 наличие просроченной кредиторской задолженности по государственным контрактам на общую сумму 1347,202 тыс. руб. в следующих государственных учреждениях:
- 1)ГБОУ СПО КК «Новороссийский музыкальный колледж им.Д.Д.Шостаковича – в размере 900, 202 тыс. руб., в том числе:
- перед ЧОУ ДПО «Учебный центр «ПРОФИ» за курсы повышения квалификации в размере 279 999,6 руб. по контракту от 10.07.2015, акт от 19.10.2015;
- перед ООО «КубаньСпецСтрой» - в размере 620 203 руб. за капитальный ремонт центральной системы отопления в здании (по договору от 08.10.2015, срок оплаты – с 09.11.2015;
- 2)ГБУЗ «Детский центр медицинской реабилитации № 2» Министерства здравоохранения Краснодарского края – в размере 100 тыс. руб. перед ООО «МирСКБ» (по контракту №03182000843150000415-0349307-01 от 02.12.2015), погашена в феврале 2016; в размере 1000 рублей – перед ЧОУ ДПО «ЮЦПК» (по договору №405 от 01.12.2016 на оказание платных образовательных услуг);
- 3)ГБУ СО КК «Новороссийский комплексный центр социального обслуживания населения» - в размере 26 тыс. руб. перед ООО «Информационные системы и аутсорсинг» (по договору от 01.10.2015 на организацию дистанционного обучения сотрудников заказчика, срок оказания услуг – 28.10.2015);
- 4)ГКУ СО КК «Новороссийский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» - в размере175,02 руб., которая 15.02.2016 погашена в полном объеме;
- 5)ГКУ СО КК «Новороссийский социальный приют для детей и подростков «Надежда» - в размере 5800 руб., которая на 15.02.2016 погашена в полном объеме.
Общий размер погашенной в 2016 кредиторской задолженности по государственным учреждениям составляет 2 182 тыс. руб., в 2015 – 3 852 тыс. руб.
Проверкой установлено, что причинами образования задолженности явилось отсутствие своевременного финансирования из средств федерального бюджета.
Прокуратурой города в адрес 3-х учреждений, в которых задолженность не погашена в полном объеме, внесены представления.
Работа по своевременному погашению задолженности по оплате муниципальных и государственных контрактов стоит на особом контроле прокуратуры города.
Автор старший помощник прокурора г.Новороссийска Половникова И.П.
< Предыдущая | Следующая > |
---|